Рус Бел Eng

По некоторым данным, за последние 15 лет количество автотранспорта в Беларуси увеличилось более чем в два раза.

В личной собственности жителей зарегистрировано около 3 млн легковушек. На 1.000 человек в Минске приходится в среднем 320 авто, в целом в республике – 282. Это больше, чем в России, но меньше, чем в Латвии, Польше или Германии.

– С увеличением количества автотранспорта в городе возрастает и объем выбросов в атмосферу вредных веществ, – отметила сотрудник Центра экологических решений Наталья Блыщик. – В Минске на одного жителя приходится около 100 кг выхлопных газов ежегодно. Большая часть из них токсичны.

Вместе с возрастанием потока машин быстрыми темпами растет и объем автохлама. Брошенные «ласточки» тихо ржавеют во дворах многоэтажек, в частном секторе, на пустырях. Между тем, из старых авто еще можно извлечь различные виды вторсырья, пригодного для дальнейшего использования.

Резина не из магазина

Если разделить отходы из легковушки на виды, то получится несколько групп материалов. Одна из них – изношенные шины, которые подлежат замене каждые 5–6 лет. Ежегодно в Беларуси образуется более 60 тыс. т автопокрышек, из них 20 тыс. т скапливается у населения. Собрать удается далеко не все, поэтому перерабатывается примерно 40 тыс. т. Старая резина – ценный вторичный ресурс. Как рассказали в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, шины идут на топливо для цементных заводов, содержат каучук, металл, текстильный корд. При химическом способе переработки сырье подвергается термическому разложению, и на выходе извлекают газ, технический углерод, синтетическую нефть. Их повторное использование приносит ощутимую экономическую выгоду. Между тем выброшенные покрышки загрязняют окружающую среду и занимают много места при складировании.

– Изношенные шины у населения собирают организации ЖКХ, ГО «Белресурсы», а также частные предприятия, – сказал представитель ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Максим Сакович. – К примеру, компания «Экологическая альтернатива» наладила и сбор в приемном пункте, и переработку.

Некоторые фирмы, гаражные кооперативы оборудовали собственные площадки, где можно оставлять старые шины и кое-где даже получать за это деньги. Таким образом, система сбора автопокрышек в Минске и стране в основном сформирована. Правда, больше это касается юрлиц. Населению активности пока не хватает. Переработка еще недавно тоже была налажена. Однако в последнее время в этой сфере наметились проблемы.

– В связи с переходом на другие технологии цементные заводы стали принимать шин гораздо меньше, – продолжил Максим Сакович. – Те предприятия, которые перерабатывали отходы в крошку, тоже вынуждены сокращать производство из-за того, что продукт в больших количествах уже не востребован. Становится невыгодно собирать покрышки и организациям-заготовителям, потому что переработчики за поставку сырья требуют немалую плату. В итоге намечается тенденция снижения сбора.

Пытаются найти решение возникшей проблемы. Есть несколько вариантов. ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» прорабатывает вопрос увеличения компенсации заготовительным организациям затрат по сбору. В то же время переработчиков просят взаимодействовать с заготовителями на более приемлемых для них условиях. Один из путей решения – создание в стране специального производства по переработке шин.

Масло масляное

К автомобильным отходам относятся также аккумуляторные батареи, металлолом, стекло, охлаждающие жидкости и отработанные моторные масла.

– В стране ежегодно образуется около 8 тыс. т старых аккумуляторов, которые содержат опасные токсичные вещества, – отметила Наталья Блыщик. – В их числе свинец и раствор серной кислоты. Поэтому выбрасывать батареи нельзя. Такие отходы принимают практически во всех заготовительных пунктах ОАО «Белцветмет», ОАО «Белвторресурсы» и ЧУП «Минск­коопвторресурсы». Без особого труда можно сдать и металлолом.

Не налажены еще сбор и переработка жидкостей для автостекол и охлаждающих, которых от каждой легковушки образуется около 40 кг. Они попадают на полигоны для захоронения. К опасным отходам относятся отработанные моторные масла. По статистике, в Беларуси ежегодно потребляется около 100 тыс. т индустриальных, смазочных и автомобильных масел. Отходы от них составляют 80–85 тыс. т, и только 10–12 % перерабатывается. В странах ЕС сбор и переработка достигают 70–80 %. У нас система формируется, но работы предстоит еще много. Препятствием стало то, что большинство предприятий, у которых образуются масла, сжигают их в котельных установках для получения тепловой энергии.

– Пары от сжигания воздействуют на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему человека, вызывают острые и хронические отравления, – подчеркнула Наталья Блыщик.

Чтобы такие случаи исключить, было принято постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, запрещающее регистрацию и эксплуатацию котельных установок, не соответствующих техническим и юридическим нормам. До недавнего времени в Беларуси не существовало предприятий, обладающих современными технологиями для обезвреживания и переработки отходов масел. Летом этого года в поселке Крупский Минской области введен в эксплуатацию уникальный высокотехнологичный комплекс мощностью 15 тыс. т в год – предприятие «ДВЧ-Менеджмент». С его появлением в республике начато экологически безопасное использование отработанных масел с последующим производством на их основе ценной импортозамещающей продукции для отраслевой экономики.

– На заводе уже создана система по сбору таких отходов, – рассказал представитель «ДВЧ-Менеджмент» Дмитрий Могилевский. – С субъектами хозяйствования заключено более 2,5 тыс. договоров о сотрудничестве.

Схема такая. На объектах, к примеру, СТО, в гаражных кооперативах, устанавливают емкости вместимостью 1–2 т каждая, оборудованные уровнемерами и переходниками. Монтируют на поддоны, чтобы избежать проливов на землю. По мере накопления цистерны за отходами приезжает специализированный автомобиль. Откачивает их и перевозит на крупское предприятие. Сначала материал поступает в лабораторию на анализ. Оттуда по трубам – в подземный бункер и цеха, где из вторсырья в процессе очистки и регенерации делают новый продукт, который хранится в емкостном парке, а затем направляется в наливную, откуда его и развозят потребителям. Система создана в строжайшем соответствии с национальными и международными техническими нормами оборота опасных отходов. «ДВЧ-Менеджмент» планирует перерабатывать около 40 % от всех образующихся в стране отработанных масел.

– Предприятие может выпускать линейку маслосодержащих продуктов, 70 % которых импортозамещающие либо экспортные, – продолжил специалист. – При этом их стоимость будет на треть ниже цены аналогичных рыночных материалов, а качество – таким же. Восстановленные масла после повторного использования снова можно регенерировать. И так до бесконечности. Сейчас запущена только первая очередь завода. Введут также вторую и третью.

Однако полностью развернуть производство мешает нежелание некоторых субъектов хозяйствования сдавать отходы на переработку. Поэтому сейчас стоит задача сформировать комплекс законодательных и административных мер по совершенствованию государственной политики в области обращения с отработанными маслами. А также провести в Минске и стране широкомасштабную информационную кампанию по пропаганде сбора и вовлечению в хозяйственный оборот таких отходов и ужесточить контроль эксплуатации котельных, использующих отработанные масла в качестве топлива.

С начала нынешнего года из дворов убрано более 100 неэксплуатируемых автомобилей.

— Последние два года количество таких машин во дворах существенно сократилось, — констатировала заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Галина Гилевич. — Однако работать с неэксплуатируемыми транспортными средствами приходится постоянно. С начала нынешнего года со дворов убрано более 100 брошенных автомобилей. Еще около 70 на контроле: выясняем, кому они принадлежат, чтобы связаться с хозяевами, либо уже уведомили владельцев и ждем реакции.

Напомним, в соответствии с Указом Президента от 9 августа 2011 года № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» жилищные службы признают автотранспорт бросовым, руководствуясь рядом признаков. Например, отсутствуют стекла, колеса, элементы кузова либо есть серьезная деформация составных частей машины, если кузов или его элементы, а также колесные диски подвержены обширной коррозии, колеса спущены, техосмотр просрочен более чем на полгода. После того как найдут хозяина, ему предлагают переместить ее на платную стоянку самостоятельно, либо привести в порядок, либо добровольно утилизировать. Если в течение месяца после такого оповещения владелец ничего не делает со своим транспортным средством, машину эвакуируют на платную стоянку, откуда в течение трех месяцев хозяин все еще может ее забрать, оплатив машино-место и услуги эвакуатора. Если же и этого срока автовладельцу недостаточно, в суд направляется иск о признании авто бесхозным. После того как иск удовлетворяют, машину снимают с регистрации в ГАИ и сдают на металлолом.