Лечебно-трудовой профилакторий (далее – ЛТП) – организация, входящая в систему органов внутренних дел Республики Беларусь, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Подготовка и направление материалов по направлению граждан в ЛТП, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляется территориальными органами внутренних дел – УВД администрации Заводского района г.Минска.
Следует отметить, что дела о принудительном направлении граждан в ЛТП рассматриваются в порядке особого производства в соответствии со ст.ст. 393-9 – 393-12 ГПК Республики Беларусь.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2005 №7 «О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан», направление граждан в ЛТП осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 №104-3 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о направлении гражданина в ЛТП, должен соответствовать требованиям, изложенным в ч.3 ст.7 Закона, а также ст. 393-9 ГПК Республики Беларусь.
К заявлению прилагаются: медицинское заключение о наличии у гражданина заболевания хроническим алкоголизмом и об отсутствии заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП; копии постановлений о наложении административных взысканий за административные правонарушения, совершенные гражданином в состоянии алкогольного опьянения; предупреждение о возможности направления гражданина в ЛТП; данные о семейном положении и наличии на иждивении несовершеннолетних детей.
Заявление о направлении гражданина в ЛТП подается в суд органом внутренних дел по месту нахождения названного органа. В соответствии с ч.1 ст.75 ГПК Республики Беларусь к участию в деле представителя государственного органа допускается при наличии надлежаще оформленной доверенности.
Гражданин, который может быть направлен в ЛТП, должен быть предупрежден об этом начальником территориального органа внутренних дел или его заместителем в течении 10 дней после получения медицинского заключения.
Правовое значение предупреждения заключается в возможности направления гражданина в ЛТП, если он в течении года после данного предупреждения будет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Кроме того, в заявлении о направлении гражданина в ЛТП должны быть указаны основания для направления гражданина в ЛТП, предусмотренные ч.1 ст.4 Закона.
Основанием для направления в ЛТП является привлечение граждан, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, в течение года после предупреждения о возможности направления в ЛТП к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Следует также отметить, что направлению в ЛТП не подлежат: граждане, не достигшие восемнадцати лет; мужчины старше 60 лет; женщины старше 55 лет; беременные женщины; женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года; инвалиды І-ІІ группы; граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП.
После вынесения решения суда о направлении в ЛТП лицо, подлежащее направлению в ЛТП, вправе подать апелляционную жалобу на принятое решение.
Жалоба на решение о направлении в ЛТП подается в Минский городской суд через суд вынесший решение в течении 15 дней с момента вынесения решения.
Судом Заводского района г.Минска в 2018 году рассмотрено с вынесением решения 284 гражданских дела о направлении в ЛТП, из них 251 заявление удовлетворено, 33 отказано в удовлетворении. Производство по 2 заявлениям прекращено, 9 заявлений оставлены без рассмотрения.